Природные катастрофы - Все стихийных бедствиях -Землетрясения, Цунами, Извержения вулканов, Наводнения, Ураганы, Падения метеоритов


http://priroda.co.ua/content/25/21-dekabrya-2012-goda/1/

Версия для печати / Оригинальная версия





21 декабря 2012 года

Ждать ли нам глобальной катастрофы и конца света

21 декабря 2012 года - дата мифического конца света или же его радикального преобразования (якобы наступление астрологической эры Водолея), которую часто можно встретить в эзотерической литературе. В конце первого десятилетия 2000-х годов получила особую популярность как своего рода городская легенда и интернет-мем.

Исходной точкой зрения для рассуждений по поводу «конца света» служит длинный счет календаря майя, по которому на декабрь 2012 года приходится окончание текущего бактуна (цикла в 5125 лет) и начало нового. Из «Пополь-Вуха» некоторые майянисты делают вывод, что нынешний (13-го по счету) бактун начался 11 или 13 августа 3114 г. до н. э. и, таким образом, близок к своему завершению.

Между специалистами по истории и культуре майя нет согласия насчёт того, что означает конец бактуна. Современные представители майя в своей массе не придают дате никакого значения[5]. Автор популярных книг по майянистике, Майкл Коу, в 1966 году писал, что, с точки зрения древних жрецов, «распущенные народы мира» погибнут, когда в декабре 2012 года закончится очередной бактун. Между тем надписи храма в Паленке приурочивают различные события и к более поздним датам — вплоть до 21 октября 4772 года. Напрашивается объяснение, что жрецы майя связывали с окончанием бактуна кардинальное обновление мироздания, а не его гибель.

Все построения о катастрофе в конце 13-го бактуна исходят из двух источников. В Тортугеро на юге штата Табаско обнаружена полустёртая надпись VII века о том, что в конце бактуна прибудет бог войны, раздора и смерти. В книгах пророка-ягуара (XVIII век) содержатся туманные намёки на то, что финал бактуна принесёт бедствия и в то же время положит конециспанскому владычеству в Мексике.

Мнение, что род людской и мир, в котором он обитает, не вечны и когда-нибудь погибнут — одна из основополагающих черт мировоззрения доколумбовых индейцев Центральной Америки.

Они полагали, что Вселенная уже пережила несколько эпох, у каждой из которых было свое Солнце и свое человечество, и каждая из которых закончилась всеобщей катастрофой.

Согласно пиктографическому «Ватиканскому кодексу А» («Кодекс Риос»), отражающему, вероятно, взгляды полулегендарных тольтеков, господствовавших в Центральной Мексике в VIII—XII веках, мировых эпох было четыре. В первую, длившуюся 4008 лет, на земле жили великаны. Мир погиб от наводнения, произошедшего в день, называемый Матлактли Атль («10 Вода»), и люди превратились в рыб. Мир второй эпохи просуществовал 4010 лет и был уничтожен ураганом в день Се Ицкуинтли («1 Собака»), люди тогда превратились в обезьян. Третья эпоха на 4081 году закончилась в день Чиконнави Ольин («9 Землетрясение») вселенским пожаром, и люди обратились в птиц. Длительность текущей эпохи тольтекские мудрецы определяли в 5042 года и считали, что наш мир погибнет от голода, кровавого дождя и человеческих грехов. Правда, с какого именно времени тольтеки отсчитывали первую эпоху — неизвестно, соответственно, и конец нынешней определению не поддается.

Ацтеки, с которыми в 20-х годах XVI века встретились испанцы, увеличили число мировых эпох («Солнц») до пяти и, в сравнении с тольтеками, изменили даты и порядок мировых катастроф. В конце эпохи, называвшейся Оселотонатиу («Солнце Ягуаров»), в день Нави Оселотль («4 Ягуар») людей пожрали вышедшие из-под земли ягуары; вторая эпоха, Ээкатонатиу («Солнце Ветра»), закончилась в день Нави Ээкатль («4 Ветер») катастрофическим ураганом; мир третьей эпохи, Киавитонатиу («Солнце Дождя»), погиб от огненного дождя в день Нави Киавитль («4 Дождь»), и жившие тогда люди превратились в индюков; конец четвёртому «Солнцу» — Атонатиу («Солнце Воды») в день Нави Атль («4 Вода») положило конец всемирное наводнение, во время которого люди стали рыбами. Наконец, Вселенную нынешней эпохи, Оллинтонатиу («Солнце Землетрясения»), уничтожит вселенское землетрясение в день Нави Оллин («4 Землетрясение») года Се Точтли («1 Кролик»; правда, по приказу Монтесумы II в начале XVI века «конец света» был перенесен на год вперед, на «2 Тростник»). Однако, поскольку ацтекские даты повторяются каждые 52 года, любое поколение может ожидать конец света в течение своей жизни и даже дважды. Ближайший к нам день Нави Оллин года Се Точтли выпадет 2 февраля 2026 года, затем 23 января 2078 года и так далее.

У народов майя представления о мировых катастрофах тоже известны, хоть и не такие подробные, как в Центральной Мексике. В записанных грамотными индейцами в колониальные времена либо современными этнографами мифах лакандонов, киче, мам, цоцилей мировых эпох, как правило, три, в конце одной из них люди превращаются в животных (обезьян, пчел или разных зверей), в конце другой гибнут или от огненного дождя, или их убивают взбунтовавшиеся вещи.

Известный сожжением древних рукописей, но в то же время блестяще знавший язык и культуру майя Юкатана епископ Диего де Ланда, описывая религию местных индейцев, в наибольшей степени унаследовавших традиции классической культуры I тысячелетия н. э., упоминает богов Бакабов, о которых пишет, что это были «четыре брата, которых Господь поставил, когда создал мир, с четырёх сторон, поддерживая небо, чтобы оно не упало», и что «они ушли, когда мир был разрушен потопом». О всемирном потопе несколько раз говорят как сохранившиеся иероглифические рукописи майя, так и написанные латиницей в колониальные времена самими индейцами так называемые «Книги Чилам Балам». Текст о борьбе двух групп богов, Ошлахунти К‘у («Тринадцать Богов») и Болонти К‘у («Девять Богов»), содержащийся на страницах 42-43 «Книги Чилам Балам» из Чумайеля, 11v-12r рукописи из Тисимина и 117—118 «Кодекса Переса I» («Книга Чилам Балам из Мани»), сообщает:

И тогда приходили сироты вместе с несчастными вдовами, и у живших недоставало сердец, и они были погребены в глубине песков, в глубине моря. Внезапные ливни, когда случилось это лишение знаков власти, когда обрушились небеса. когда они обрушились на землю, когда четыре бога, четыре Бакаба её разрушили.

Но у майя, как и у индейцев Центральной Мексики, были представления не только о минувших, но и о грядущей мировой катастрофе. Согласно относящемуся к 1546 году сообщению испанского священника Франсиско Эрнандеса индейцы Юкатана верили, «что придет время, когда все люди должны будут умереть». Приводящий его слова хронист Диего Лопес Когольюдо в другом месте своего сочинения вновь передает известие, что они «имели предание о том, что мир должен кончиться (el mundo se auia de acabar)» .

В соответствии с другим документом, также происходящим с колониального Юкатана, «Сообщением из Мани» 1579 года местные жители «имели сведения о падении Денницы потопа [Lucifero del Diluvio], и что мир должен погибнуть от огня, и в знак этого устраивали определенный обряд и раскрашивали ящера, обозначающего потоп и землю».

Своеобразные взгляды на конец света изложены в песнопении, посвященном «зловещим дням года», в сборнике «Песен из Ц’итбальче» («Песня 3»). Здесь он связывается не с определенной датой абсолютной хронологии, а с пятью заключительными днями солнечного года (майя делили 365-дневный год на 18 месяцев по 20 дней и особый период из пяти дней, считавшихся зловещими), и, кроме того, его наступление зависит от поступков людей.

У всех людей считают их грехи в течение дней этих потому, что будет время, когда в один из этих дней настанет конец света. Для этого ведется счет всем человеческим грехам здесь на земле. Их собирает бог Хунаб К‘у в огромный глиняный сосуд, сделанный термитами камас, и вместе с ними все слезы, пролитые здесь на земле из-за содеянного зла. Когда сосуд тот переполнится настанет конец света.

Насколько мы знаем мировоззрение древних индейцев, они полагали, что подобные события происходят в подобные даты. Содержатся ли в их надписях известия о предыдущих окончаниях «тринадцати множеств»? Такие записи есть. Согласно текстам на нескольких памятниках (к ним принадлежат центральная панель «Храма Креста» в Паленке, «Стела С» из Киригуа, «Стела 1» из Коба) предыдущие «13 множеств» закончились в день 4 Ахав 8 Кумк’у, соответствующий, согласно ГМТ-корреляции 7 сентября 3314 года до н. э. (по юлианскому историческому стилю; по астрономическому стилю это 3113 г. до н. э.). Это очень хорошо известная исследователям майя дата — именно от неё древние индейцы вели отсчет своей хронологии.

При этом сама дата 4 Ахав 8 Кумку — отнюдь не начало времен. На названной уже «Стеле 1» из Коба она выступает как окончание колоссального по протяженности временного интервала, связывающего её с некоей иной начальной датой. Согласно принятому способу записи он выглядит 13.13.13.13.13.13.13.13.13.13.13.13.13.13.13.13.0.0.0.0, и соответствует количеству дней, в нашей системе исчисления обозначаемому редкостным термином «десять нониллионов». Стоит отметить, что так называемый «Большой Взрыв», положивший начало нашей физической Вселенной, современная наука относит ко времени примерно 15 миллиардов лет назад. Так вот, временной промежуток, указанный на рельефе из городища в юкатанских джунглях — в 2×1018 раз больше.

Знакомство с записями, оставшимися от древних майя, обнаруживает, что исход «тринадцати множеств» связывался ими с идеей смены мировых эпох и сопровождавших её вселенских катастроф. Однако, само завершение периода — не столько конец прежнего мира, сколько начало нового.

В начале XXI века майянские пророчества прочно вошли в массовую культуру благодаря текстам адептов нью-эйджа, роману Дэна Брауна «Утраченный символ» и фильму-катастрофеРоланда Эммериха «2012» (вышел на экраны в 2009 году). С 1998 года в Индии действует секта, ожидающая конца света на исходе 2012 года. Последователи Игуаньдао также ждут в 2012 году катастрофы, основываясь на гаданиях методом фуцзи.

С середины 1990-х гг. астроном-любитель Дж. М. Дженкинс стал публиковать популярные брошюры, в которых связывал конец бактуна с зимним солнцестоянием, точнее — с якобы предстоящим в конце 2012 года «галактическим выравниванием» (его собственный термин). Однако он признаёт, что последнее такое «выравнивание» приходилось на 1998 год и прошло незамеченным. Кроме того, начало текущего бактуна не было приурочено к значимым астрономическим событиям. Майянисты вообще сомневаются, что месоамериканские жрецы придавали значение равноденствиям и солнцестояниям.

Антинаучный характер носят встречающиеся в популярной литературе спекуляции о приближающейся инверсии магнитного поля Земли в связи с повышенной солнечной активностью (инверсия занимает не один день, а порядка 5000 лет) и о столкновении Земли со странствующей планетой Нибиру. По словам американского астронома Майкла Брауна, если бы такое столкновение произошло в 2012 году, таинственную планету уже в 2010 году было бы видно в небе невооружённым глазом.

В январе 2011 года глава SETI издал пресс-релиз с опровержением слухов о том, что его организацией якобы зафиксирована летящая в сторону Земли «армада инопланетных кораблей». В конце 2010 года такую «утку» опубликовали многие средства массовой информации, главным образом русскоязычные, авторы которых ссылаются на артефакты в WikiSky, якобы наблюдаемые в этой интернет-системе коллективного обзора небесной сферы.

См. также:


Конца света не будет


 А может будет?









Copyright © 2012, Chernenko Ev. Перепечатка материалов только при наличии активной гиперссылки на сайт | Powered by CMS Status-X 1.04