Русский Выберите язык  Выберите язык

;
Главная / Крупнейшие метеориты

Крупнейшие метеориты

Падения крупнейших метеоритов в истории Земли и образовавшиеся на месте падения кратеры

Более  2 млрд. лет назад
Вредефорт - ударный кратер находится в 120 километрах от Йоханнесбурга, ЮАР. Диаметр кратера составляет 250—300 км, что делает его крупнейшим на планете (не считая неизученного вероятного кратера Земли Уилкса диаметром 500 километров в Антарктиде).

Астероид, столкнувшийся с Землей и образовавший кратер Вредефорт, являлся одним из самых больших когда-либо соприкасавшихся с планетой, по современным оценкам, диаметр его окружности был около 10 км. Образовавшийся в результате удара кратер имеет диаметр около 250—300 километров, что больше бассейна Садбери (диаметр 200 километров) и кратера Чиксулуб (170 километров). Таким образом, кратер Вредефорт является самым большим образованием на Земле, вызванным контактом планеты с иными космическими телами (вероятный кратер Земли Уилкса диаметром в 500 километров не изучен в достаточной степени для признания его происхождения в результате удара по причине нахождения под Антарктическим ледяным щитом).

Возраст кратера оценивается в более чем 2 млрд лет (2023 ± 4 млн лет). Это второй из древнейших известных кратеров на Земле, Вредефорт нe менее чем на триста млн. лет моложе кратера Суавъярви, расположенного в России. Кратер Вредефорт является одним из немногих кольчатых (мульти-кольцевых) ударных кратеров на Земле, чаще встречающихся в других частях Солнечной системы. Геологические процессы: эрозия и тектоника плит -уничтожили большинство мульти-кольцевых кратеров на Земле.

1,85 млрд. лет назад
Садбери - ударный кратер, который сформировался в результате падения кометы диаметром 10 км. Удар создал кратер около 248 км в диаметре. Последующие геологические процессы деформировали кратер в овальную форму. Это второй по величине метеоритный кратер на Земле. Находится в Канаде. По периметру кратера найдены крупные залежи никелевой и медной руды.

Около 1,63 млрд. лет назад
Шумейкер - ударный кратер, сформировавшийся в результате падения метеорита. Находится в Австралии в 100 км к северо-северо-востоку от Уилуна. Первое предложение о том, что кольцевая геологическая структура может являться метеоритным кратером, было опубликовано в 1974 году. Последующие исследования подтвердили эту гипотезу. Удар создал кратер около 30 км в диаметре.

Около 600 млн. лет назад
Биверхед - ударный кратер, который сформировался в результате падения. Удар создал кратер около 60 км в диаметре. Один из крупнейших ударных кратеров на Земле. Находится в США, штаты Айдахо и Монтана. Был обнаружен в 1990 году.

Около 590 млн. лет назад
Акраман - ударный кратер, который сформировался в результате падения метеорита диаметром 4 км и плотностью 3 г/см³ при скорости 25 км/с. Удар создал кратер около 90 км в диаметре.
Последующие геологические процессы деформировали кратер. Взрыв привел к распространению обломков в одновозрастных отложениях на расстояние до 450 км. Один из хорошо рассматриваемых кратеров в Google Earth. Находится в Австралии,  штат Южная Австралия.

Около 400 млн. лет
Ильинецкий кратер - метеоритный кратер в  Винницкой области Украины. Расположен вблизи города Ильинцы в 40 км на юго-восток от Винницы, на водоразделе рек Соб и Сибок между селами Луговая Ильинецкого района и Иваньки Липовецкого района.

Ильинецкий кратер возник в результате столкновения космического тела с массой около 40 млн т и диаметром 230—300 м с твердыми породами Украинского щита. В результате столкновения образовался кратер с первичным диаметром около 7 км и глубиной до 600—800 м.

В импактитах Ильинецкого кратера обнаружено повышенное, по сравнению с земным, содержание никеля, иридия, кобальта в соотношениях, характерных для пород, загрязненных метеоритным веществом. В 1974 г. по результатам исследований Ильинецкого кратера из тагамитов впервые были выделены коренные импактные алмазы.

370 млн. лет назад
Сильян - кратерное озеро в провинции Даларна, Швеция. Площадь озера составляет 290 км², наибольшая глубина 134 м. Геология озера и его окрестности является результатом удара метеорита. Возникший ударный кратер наполнился со временем молодыми осадочными горными породами, прежде всего известняком.

364 ± 8 млн. лет назад
Вудлей - метеоритный кратер в Западной Австралии, расположенный восточнее залива Шарк. Обнаружен в 2000 году. Кратер не выходит на поверхность, поэтому его размеры до сих пор остаются неизвестными. Открыватели оценили его диаметр в 120 км, однако другие исследователи склоняются к меньшим размерам, в частности одной из работ приводится оценка в 60 км.

В ранних работах, падение метеорита, приведшее к образованию кратера датировалось промежутком времени между поздним триасом и поздней пермью. Сейчас общепринятой датировкой считается поздний девон (364 ± 8 млн. лет). Этот период времени совпадает с Девонским вымиранием.

Около 290 млн. лет назад
Клируотер - парный ударный кратер, который сформировался в результате падения метеорита. Находится в Квебеке, Канада, недалеко от Гудзонова залива.

Метеоритный кратер «Озеро Западный Клируотер» диаметром 36 км вместе с соседним озером «Клируотер восточным» представляют собой кратеры от столкновения двойного метеорита с земной поверхностью.

Около 250 млн. лет назад
Кратер Земли Уилкса -геологическое образование, расположенное под ледяным щитом Антарктиды, в районе Земли Уилкса, имеющее диаметр около 500 км. Предполагается, что это гигантский метеоритный кратер.

В 2006 г. группой под руководством Ральфа фон Фрезе и Лэрэми Поттса по данным измерений гравитационного поля Земли спутниками GRACE был обнаружен массовый концентрат диаметром около 300 км, вокруг которого, по данным радиолокации, находится большая кольцевая структура. Такая комбинация характерна для ударных кратеров.

Поскольку структура находится под Антарктическим ледяным щитом, прямые её наблюдения пока невозможны. Существуют альтернативные объяснения появления массового концентрата, такие как мантийные плюмы и другие виды крупномасштабной вулканической активности. Если это образование действительно является ударным кратером, то создавший его метеорит был примерно в 6 раз больше метеорита, создавшего кратер Чиксулуб, который, как считается, вызвал массовое вымирание на границе мела и кайнозоя. Существует гипотеза, что это импактное событие могло вызвать пермско-триасовое вымирание около 250 млн лет назад.

214 ± 1 млн. лет назад
Маникуаган - ударный кратер в центральной части провинции Квебек, Канада, который сформировался в результате столкновения с астероидом диаметром 5 км. Удар астероида создал кратер около 100 км в диаметре, но в процессе эрозии и отложения осадочных пород видимый размер уменьшился до 71 км. Это пятый по величине известный кратер на Земле. Предполагается, что гора Вавилон является центральным пиком кратера. В настоящее время в кратере располагается озеро Маникуаган.

Недавние исследования показали, что расплавленные в результате столкновения породы имеют возраст 214 ± 1 млн. лет. Поскольку это 12 ± 2 млн. лет до конца Триасового периода, столкновение не могло послужить причиной вымирания триасово-юрского периода.

Около 214 млн. лет назад
Рошшуар - ударный кратер, который сформировался в результате падения метеорита. Расположен во Франции в Вьенна Верхняя.  Удар создал кратер около 23 км в диаметре. Изучение строения земной коры в этой зоне проводилось самыми современными методами сейсмической разведки и на основании всех полученных данных было вычислено, что скорость метеорита составляла 20 км/с (то есть 72000 км/час), его радиус 750 м.

190-230 млн. лет назад
Каракуль - бессточное озеро, расположенное в северной части Памира, к югу от Заалайского хребта  на территории Таджикистана. Озеро находится в плоской горной котловине на высоте 3914 м, окружено пустынными скалистыми хребтами, на западе подходящими к озеру, на востоке -отстоящими от него на несколько километров. Наибольшая длина озера -33 километра, ширина -24 километра. Площадь поверхности -380 км².
Геологические исследования депрессии озера Кара-Куль в сочетании с изучением космических снимков озера позволили ряду учёных диагностировать впадину озера Кара-Куль как возможную астроблему. В некоторых типах горных пород депрессии выражены эффекты ударного метаморфизма. Возраст наиболее молодых пород, измеренных калий-аргоновым методом датирования, составляет 230—190 млн. лет.

169 млн. лет назад
Оболонская впадина - ударный кратер, который сформировался в результате падения метеорита. Находится на территории Украины в районе села Оболонь, Семёновский район Полтавской области. Удар создал как предполагают кратер около 20 км в диаметре. Последующие геологические процессы деформировали кратер.

Около 167 млн. лет назад
Пучеж-Катунский кратер - метеоритный кратер. Расположен  на территориях Нижегородской обл. и Ивановской обл. Второй по величине после Попигайского кратера на территории России. Кратер имеет диаметр 80 км. Кратер открыт в 1965 году, первым на территории России.

В исследовательских целях в районе центра удара была пробурена Воротиловская глубокая скважина (5374 м). По результатам геологических изысканий определен возраст кратера. Существовала также гипотеза о том, что данный объект представляет собой древний вулкан, некогда извергавшийся здесь, и после полного угасания своей активности погребённый под слоями осадочных пород. Однако находки импактных структур, возникающих только при ударе крупного метеорита, опровергли эту гипотезу. Другое название Пучеж-Катунского кратера -Воротиловский выступ.

Около 145 млн. лет назад
Мороквенг - ударный кратер, который сформировался в результате падения метеорита диаметром 5 км. Находится в Южной Африке недалеко от города Мороквенг.

Удар создал кратер около 70 км в диаметре. Обнаружен он был в 1994 году благодаря аномалиям магнитного поля. Кольцо кратера было стёрто за миллионы прошедших лет и сейчас находится под песком. В 2006 году при бурении был найден осколок метеорита, имевший в диаметре около 25 см на глубине 770 метров.

140 млн. лет назад
Аркену - два кратера в пустыне Сахара, в юго-восточной части Ливии. Диаметры -10,3 и 6,8 км. Оба объекта классифицируются как кратеры двойного ударного воздействия. При этом они имеют концентрические кольцевые горные структуры, в отличие от большинства других наземных кратеров, сильно разрушенных эрозией.

В 2003 году учёные исследовали породы, которые выстилают кратеры. Среди прочего они обнаружили камни конической формы, возникшие в результате удара. Их возраст датируется 140 млн лет - именно тогда, согласно гипотезе об ударном возникновении кратеров на Землю упали два космических объекта по 500 м в диаметре.

Около 130 млн. лет назад
Госсес Блафф - ударный кратер, который сформировался в результате падения метеорита. Расположен в Австралии, Северная территория. Имеет вид холма, окаймлённого кольцом размельчённых пород диаметром 14 километров. Последующие геологические процессы деформировали кратер. Изучение строения земной коры в этой зоне проводилось самыми современными методами сейсмической разведки и на основании всех полученных данных было вычислено, что во время удара метеорита Госсес Блафф о землю выделилась энергия 1020 Дж. Диаметр воронки составляет 4 километра.

88 млн. лет назад
Болтышский кратер - кратер, возникший в результате падения на землю метеорита. Находится в Кировоградской обл., Украина.  Диаметр кратера - около 24 км., глубина дна - около 550 м.

Источники расходятся во мнениях о времени возникновения кратера, цифра колеблется от 55 до 170 млн лет назад. Средней цифрой в основном считают 100 млн лет назад, а в списках импактных структур Земли приводится цифра в 88 млн лет, которая и считается официальной.

73,3 (± 5,3) млн. лет назад
Лаппаярви - крупнейшее кратерное озеро в Финляндии. Расположено в провинции Южная Похьянмаа. Площадь 145 км². Глубина до 37 м. Представляет собой ударный метеоритный кратер. Удар создал кратер около 23 км в диаметре. Последующие геологические процессы сильно деформировали кратер.

Около 70 млн. лет назад
Карский кратер -ударный кратер, диаметром около 65 км, который сформировался в результате падения метеорита. Находится в  Ненецком автономном округе в 15 км к востоку от речки Кара, Россиия. В рельефе он представляет собой вытянутую и открытую к морю впадину. Карский кратер заполнен образовавшимися при взрыве обломками пород, частично переплавленными и застывшими в виде стекловидной массы.

Около 65 млн. лет
Чиксулуб - древний ударный кратер диаметром 180 км, находящийся на полуострове Юкатан. Предполагается, что кратер образовался около 65 млн. лет назад в конце мелового периода в результате удара метеорита диаметром около 10 км. Энергия удара оценивается в 5×1023 джоулей или в 100000 гигатонн в тротиловом эквиваленте, что в 2 млн. раз превышает мощность взрыва водородной бомбы.

Предполагается, что удар также вызвал цунами высотой 50—100 метров. Поднятые частицы пыли вызвали изменения климата, подобные ядерной зиме, так что поверхность Земли несколько лет была закрыта от прямых солнечных лучей пылевым облаком.

Приблизительное совпадение по времени столкновения с массовым вымиранием на границе мезозоя и кайнозоя позволило предположить физику Луису Альваресу и его сыну геологу Уолтеру Альваресу, что именно это событие вызвало гибель динозавров. Одним из главных свидетельств метеоритной гипотезы является тонкий слой глины, повсеместно соответствующий границе геологических периодов. В конце 1970-х годов Альваресы и коллеги опубликовали работу, свидетельствующую об аномальной концентрации иридия в этом слое, в 15 раз превышающую номинальную. Предполагается, что этот иридий имеет внеземное происхождение. Однако в статье 1980 года, они привели измерения концентраций иридия в Италии, Дании и Новой Зеландии, превышающую номинальную в 30, 160, и 20 раз соответственно. Кроме того в этой статье уточнены возможные параметры астероида и последствия его столкновения с Землей. Гипотеза Альваресов получила поддержку научного сообщества, но не является общепринятой: дебаты о её истинности продолжаются.

Около 65 млн. лет
Кратер Шива - структура вероятно ударного происхождения, расположенная на дне Индийского океана, к западу от индийского города Мумбаи. Возраст кратера оценивается в 65 млн лет примерно в том же интервале, что и возраст ряда других кратеров конца мелового периода (Чиксулуб и другие).

Несмотря на то, что по причине геодинамических процессов растяжения океанической коры структура претерпела некоторые изменения, образование представляет собой продолговатую воронку размерами около 600 км в длину и 400 км в ширину (около 500 км в диаметре). Предполагается, что кратер такого размера стал результатом столкновения с Землёй астероида или кометы размером около 40 км в диаметре.
По мнению ряда ученых падение крупного тела рядом с Индией могло вызвать вулканические извержения расположенных поблизости так называемых Деканских траппов.

Кратер Шива добавляет веса теории «многократного падения», предполагающей, что причиной вымирания динозавров явилось последовательное столкновение с Землёй нескольких достаточно крупных космических тел. Среди научного сообщества имеет место дискуссия относительно признания ударного происхождения кратера Шива.

50,50 ± 0,76 млн. лет назад
Монтанье  - древний метеоритный кратер, расположенный на континентальном шельфе к югу от полуострова Новая Шотландия в Канаде. Имеет около 45 км в диаметре.  Кратер находится глубоко на дне Атлантического океана и покрыт толстым слоем морских отложений.

49 млн. лет назад
Каменский кратер - ударный кратер расположен на Донецком кряже в бассейне реки Северский Донец, Ростовская обл., Россия. Диаметр кратера составляет 25 километров. В рельефе не проявляется, глубина 750 метров. Рядом располагается сателлитный Гусевский кратер диаметром 3 километра. Кратеры возникли одновременно, в результате падения главного астероида и его меньшего спутника. Возраст кратеров, основанный на датировки импактного стекла составляет 49 миллионов лет. Предполагается, что Каменское событие произошло в мелководном морском бассейне.

46 ± 7 млн. лет назад
Шийли (Чиули) -метеоритный кратер диаметром 5,5 км находится в 320 км к северу от Аральского моря. в западном Казахстане.

40 млн. лет назад
Логанча - ударный кратер, который сформировался в результате падения метеорита. Расположен в России, Красноярский край, Эвенкия. Предположительно удар создал кратер в диаметром около 22 км. Последующие геологические процессы деформировали кратер.

36,4 ± 4 млн. лет назад
Мистатин - ударный кратер, который сформировался в результате падения метеорита. Находится в Канаде в провинции Ньюфаундленд и Лабрадор. Удар создал как предполагают кратер около 28 км в диаметре. Последующие геологические процессы деформировали кратер . В настоящее время в кратере находится озеро Мистатин с размерами около 16 км в поперечнике и максимальной глубиной в 338 метров.

30 млн. лет назад
Попигайская котловина - метеоритный кратер. Находится на севере Сибирской платформы, в бассейне реки Хатанги, Россия. Размеры внутреннего кратера составляют 75 км, а диаметр внешнего достигает 100 км. Космическое тело с большой скоростью пробило толщу осадков в 1200 м и затормозилось в породах фундамента Сибирской платфоры . По предварительным оценкам, энергия взрыва достигала 1023 дж, т. е. в 1000 раз превысила самый сильный вулканический взрыв.

Выброшенные во время взрыва крупные глыбы кристаллических пород фундамента платформы разлетелись на расстояние до 40 км от края кратера. Космический взрыв вызвал расплавление горных пород, в результате чего образовалась лава с высоким содержанием кремнезема (65%), резко отличная по составу от глубинных базальтовых излияний Сибирской платформы.

Об условиях, существовавших в эпицентре в момент взрыва, можно судить по тому, что в кратере найдены возникшие при катастрофе минералы. Такие минералы удалось получить искусственным путем при ударных давлениях в 1 млн. бар и температуре около 1000° С.

Около 15 млн. лет назад
Риз - метеоритный кратер, внутри которого расположен город Нордлинген, Германия. Кратер образовался в результате удара и взрыва гигантского метеорита. Возникшая котловина достигает в поперечнике 20 км. Сейсморазведочные работы, проведенные в котловине, показали, что под 35-метровым слоем озерных осадков скрыта внутренняя подземная котловина. Ее глубина не менее 700 м, а поперечник около 10 км.

Кратер заполнен раздробленной, спекшейся и частично расплавленной породой. Разрыхленная порода, заполняющая кратер, обусловливает некоторое понижение поля силы тяжести по сравнению с окружающей местностью. Такое уменьшение соответствует дефициту массы в кратере 30-60 млрд. т. Следовательно, в момент взрыва было выброшено до 20 км3 породы.

Около 15 млн. лет назад
Босумтви - метеоритный кратер, находится в Гане. На месте кратера образовалось озеро диаметром 9,8 км и глубиной 350 м.

Менее 15 млн. лет назад
Чабб - метеоритный кратер, раположен в полуострове Унгава в Канаде. Диаметр 3,4 км, а глубина 390 м.

1-53 млн. лет назад
Жаманшин (гора Жаманшин) -геоморфологический ударный кратер в Актюбинской обл., Размер внутреннего кольца кратера примерно 7×7 км, есть также менее выраженное внешнее кольцо.

По результатам радиогенного анализа возраст кратера около 1 млн.а лет (по другим оценкам -до 53 млн лет). По наиболее широко принятой гипотезе, образовался в результате падения на Землю метеорита (возможно, астероида или ядра кометы) диаметром от 200 до 400 метров, испарившегося при взрыве. В момент взрыва температура окружающей среды в районе падения достигала 1700 °C. Непосредственно после взрыва глубина кратера была не менее 500 метров (возможно, даже 1000 метров). В настоящее время максимальный перепад высот составляет 250—300 метров.

Учёный Института геологии и геофизики Сибирского отделения Российской Академии наук доктор геолого-минералогических наук Э. П. Изох в течение многих лет разрабатывал гипотезу происхождения тектитов, согласно которой возраст кратера примерно 10 тысяч лет. Эта гипотеза позволяет устранить противоречие между радиогенным возрастом тектитов кратера и возрастом геологических пород вокруг кратера, в которых находится импактная прослойка, связанная с образованием кратера. Это одно из немногих на Земле месторождений тектитов (иргизитов) и единственный кратер, в котором одновременно обнаруживаются тектиты и импактиты. В кратере находят также лешательерит (вспенившийся кварц), трёхвалентный титан.

Около 50 тыс. лет назад
Лонар - озеро, образовавшееся от удара метеорита. Озеро находится в Индии, в 150 км от Аурангабада. Озеро имеет форму правильно круга диаметром 1800 метров и глубиной 132 метра.

Около 50 тыс. лет назад
Аризонский кратер (Бэрринджера кратер, кратер Ун Горо) - метеоритный кратер (астроблема) в Аризоне, США, в 30 км к западу от города Уинслоу. Представляет собой гигантскую земляную чашу диаметром 1200 метров и глубиной 180 метров.

Кратер возник после падения 50 метрового метеорита, весившего 300 тысяч тонн и летевшего со скоростью 45—60 тысяч км/ч. Взрыв от падения был в три раза мощнее взрыва Тунгусского метеорита и был аналогичен по мощности взрыву 20 млн.  тонн тринитротолуола или 1000 атомных бомб, аналогичных сброшенной на Хиросиму. Внутри и вокруг Аризонского кратера найдены осколки метеоритного никелистого железа.

Около 4 тыс. лет назад
Каали - кратер, образовавшийся в результате падения метеорита на остров Сааремаа в Эстонии. Лежащий в 18 километрах от Курессааре в леске возле Каали метеоритный кратер окружён земляным валом 16-метровой высоты, имеющим в диаметре 110 метров. В округе имеется, кроме того, ещё восемь кратеров меньшего размера, от 15 до 40 метров в диаметре.

В 1937 году геологом И. Рейнвальдом были обнаружены обуглившиеся остатки дерева и обломки метеорита с содержанием никеля 8,3 %, что стало явным доказательством падения железного метеорита. Дальнейшие исследования дополнили данные. Так, предполагается, что метеорит весом от 400 до 10000 тонн вошёл в земную атмосферу с северо-востока со скоростью от 15 до 45 км/с, и, теряя из-за трения атмосферы в массе, распался на несколько фрагментов на высоте 5-10 км. Самый большой обломок весом 20-80 тонн и скоростью 10-20 км/с образовал большой кратер, восемь меньших стали результатом падения остальных обломков.

1443 год нашей эры
Махуика -  подводный кратер, предположительно метеоритно-ударного происхождения. Расположен на континентальном шельфе Новой Зеландии в 120 километрах к юго-западу от острова Стюарта, вблизи Снарских островов. Имеет диаметр 20±2 километра и глубину 153 метра.

Около 1400 года нашей эры аборигены Новой Зеландии покинули свои поселения на южном побережье. Новозеландский эксперт по цунами профессор Джеймс Гофф объясняет уход жителей с побережья цунами, возникшим в результате землетрясения около 1500 года. Однако крупнейшие исторически зафиксированные землетрясения вызывали цунами высотой не более 40-60 метров. На острове Стюарта (Новая Зеландия) морской песок присутствует на высоте около 220 метров над уровнем моря в местечке Хеллфайер Хат и на высоте около 150 метров в районе бухты Мэйсона. В восточной Австралии обнаружены отложения, оставленные мегацунами с максмальной высотой около 130 метров и датируемые (радиоуглеродным методом) примерно 1500 годом. Исследовательская группа Эббот считает, что предположение о падении космического тела объясняет как геологические, так и антропологические свидетельства лучше, чем гипотеза о землетрясении.

Основываясь на анализе аномалий в содержании химических элементов, микроокаменелостей и образцов минералов в кернах льда из толщи ледника Сайпл Доум в Антарктиде, Эббот пришла к выводу, что, с довольно высокой достоверностью, удар метеорита произошёл в 1443 году.

К счастью, большинство из вышеперечисленных событий произошло задолго до появления человека. Иначе падения некоторых метеоритов могли бы привести к колоссальной по численности гибели людей или к вымиранию человесчества.

См. также:

Метеорит

Падение астероидов на Землю

Что будет, если на Землю упадет крупный метеорит?

Печать | Copyright © 2012, Chernenko Ev. Перепечатка материалов только при наличии активной гиперссылки на сайт | Powered by CMS Status-X 1.04 | Контакты